Историческая справка

Краткая историческая справка.

 

Становление института социального страхования началось с конца 19-го века, когда велась достаточно активная подготовительная работа по введению обязательного страхования рабочих и служащих на случай болезни, инвалидности и от несчастных случаев. Официальным документом, положившим основы становления системы социального страхования в России, являются «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности», которые были подписаны 2 июня 1903 года императором Николаем II. В последствии  до революции 1917 года был принят ряд законодательных актов, предусматривающих страхование рабочих на случай болезни и от несчастных случаев на производстве, кроме того, были образованы страховые взносы, но в целом система обязательного социального страхования была сформирована в постреволюционный период истории страны.

29 ноября 1917 года Наркомтрудом были утверждены Положения о страховом Совете и страховых Присутствиях. Советом были утверждены отдельные секции для рассмотрения вопросов и дел:

·        по страхованию от болезни,

·        по страхованию от несчастных случаев,

·        по страхованию от безработицы,

·        по страхованию по инвалидности,

·        особая судебная секция по рассмотрению требований и исков по страховым делам.

31 октября 1918 года было издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которым был намечен переход от социального страхованию к социальному обеспечению. Согласно Положению, обеспечению подлежали все без исключения лица, источниками существования которых, являлся собственный труд. Подразумевалось, что социальное обеспечение трудящихся было распространено на следующие случаи:

·        временной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности независимо от причины ее вызвавшей,

·        постоянной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью,

·        оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи и родовспоможении всем нуждающимся лицам,

·        утраты средств к существованию вследствие безработицы, произошедшей по вине безработного.

Однако в условиях гражданской войны принятый документ не получил необходимого развития, а обеспечение осуществлялось в виде натурального и вещевого довольствия. В таком виде социальное обеспечение просуществовало до перехода к новой экономической политике (НЭП).

С переходом к НЭПу необходимо было провести ряд мер по улучшению материального положения рабочего класса, которое резко ухудшилось в период гражданской войны. Необходимо было в кратчайшие сроки обеспечить рабочих такими условиями жизни, которые послужили бы для них стимулом оставаться на заводах и фабриках. В связи с этим вопросы социального страхования, обеспечения, медицинской помощи были пересмотрены.

В начальный период НЭПа была сформирована трехуровневая структура управления социальным страхованием:

·        центральное Управление социального страхования,

·        губернские Управления социального страхования,

·        кассы социального страхования.

В соответствии с декретом от 6 июня 1922 года центральное Управление социального страхования со всеми его местными органами подлежало снятию с государственного снабжения и переводу на самоокупаемость, то есть социальное страхование трудящихся стало основываться на обязательных взносах предприятий. Ранее, а именно 15 ноября 1921 года, Советом народных комиссаров был принят документ «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом», которым определялось, что уплата страховых взносов администрациями предприятий, учреждений и хозяйств  производится в зависимости от количества лиц, а так же вредности производства.

Кодексом законов о труде 1922 года было установлено, что основными видами страхового обеспечения являлись:

·        пособия по временной нетрудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход за больным членом семьи),

·        дополнительные пособия (на кормление ребенка, предметы ухода, погребение),

·        пособия по безработице,

·        пособия при инвалидности,

·        оказание лечебной помощи,

·        пособия членам семейств трудящихся по найму в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца.

С переходом к НЭПу в системе социального страхования значительное внимание стали уделять санаторно-курортному лечению, признавая данную меру в качестве профилактической и направленной на снижение заболеваемости. 19 декабря 1924 года был принят циркуляр, регламентирующий порядок расходования средств на организацию домов отдыха и санаторно-курортной помощи. 14 марта 1925 года была утверждена инструкция «Об отборе и направлении больных в санатории». Этой инструкцией определялось, что отправка на курорты подлежали те больные, которые не могли быть излечены силами и средствами местных учебных учреждений. Но расходование средств на санаторно-курортное оздоровление осуществлялось без какого-либо плана, было случайным и зависело в первую очередь от временного благополучия и финансового положения конкретной страховой кассы.

Импульс дальнейшему развитию этого направления социальной политики государства дало постановление от 23 июня 1931 года «О социальном страховании», которое предписывало развивать натуральные и общественные виды профилактической, медицинской и социально-бытовой помощи (дома отдыха, санатории, курорты, диспансеры, колонии для пионеров, лагери для молодежи и т.п.).

В 1929 году был введен единый бюджет социального страхования СССР, который включал в себя:

·        бюджеты социального страхования по отдельным союзным республикам,

·        бюджеты социального страхования на железнодорожном и водном транспорте,

·        смету центрального управления социального страхования.

В мае 1930 года был принят документ «О едином финансовом плане», который предусматривал сведение в общий баланс бюджета и поступлений по государственному социальному страхованию.

С 1933 года социальное страхование перешло под управление профсоюзов (постановление от 23 июня 1933 года «Об объединении НКТ СССР с ВЦСПС»). Общее руководство было возложено на Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, фактически ставшему частью государственного аппарата. Дело социального страхования было организовано по производственно-отраслевому принципу, практическое руководство социальным страхованием было сосредоточено в центральных комитетах профессиональных союзов и их республиканских, краевых и областных органах. Взамен территориальных страховых касс были созданы отраслевые кассы социального страхования, а на предприятиях и учреждениях - выплатные пункты фабрично-заводских и местных комитетов по социальному страхованию.

Наступил следующий этап становления системы социального страхования. Особенностью этого периода можно считать то, что были заложены основы государственного социального страхования, определены его приоритетные направления и круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие). Принят целый ряд декретов и постановлений, которые впоследствии составили новую систему всеобщего страхования трудящихся масс и населения страны.

Особенно много новых постановлений по улучшению социального страхования трудящихся было принято в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.). Это и увеличение пособия по уходу за больным ребенком, улучшение обеспечения пособиями неработающих инвалидов, пособия женщинам по беременности и родам. Особое значение имело совершенствование правил исчисления непрерывного стажа. Были введены новые правила учета премий при исчислении пособий по временной нетрудоспособности. В конце семидесятых годов во всех обкомах профсоюзов вводятся ставки инструктора по социальному страхованию, а затем и ставка заместителя главного бухгалтера по социальному страхованию.

С принятием постановления Совета Министров СССР в 1964 году «О государственном социальном страховании членов колхозов, специалистов, главных бухгалтеров» впервые отдельные категории работников сельского хозяйства стали получать пособие на лечение и отдых.

Полтора последних десятилетия экономических реформ в России определили переломный этап в развитии социального страхования. Спад в экономике, появление различных форм собственности, переход к рыночным отношениям сказались на социальной защищенности граждан. Назрела необходимость принимать решение, которое бы способствовало совершенствованию управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся, повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

В этих условиях был подписан Указ Президента Республики «О Фонде государственного социального страхования Республики Башкортостан» №УП-286 от 01.07.1994 года, положивший начало созданию в Республике Башкортостан собственной системы социального страхования. Республиканская система заработала очень быстро и она охватила все стороны страхования человека в период невзгод и необходимости оздоровления его самого и членов семьи. Деятельность Фонда государственного социального страхования Республики Башкортостан была выстроена в основном в трех плоскостях:

·        социальное страхование работающего населения республики,

·        обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

·        санаторно-курортное оздоровление граждан.

Республиканским Фондом выплачивались следующие пособия:

·        по временной нетрудоспособности, в том числе по трудовым увечьям и профзаболеваниям,

·        по уходу за детьми-инвалидами,

·        по беременности и родам,

·        на рождение ребенка, в том числе неработающим матерям,

·        на усыновление ребенка,

·        по уходу за ребенком до 1,5 лет, в том числе неработающим матерям,

·        единовременное пособие вставшим на учет в ранние сроки беременности,

·        возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальное пособие на погребение,

·        единовременное пособие за регулярное посещение женской консультации.

Кроме выплат пособий осуществлялось санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей:

·        оплата путевок на санаторно-курортное лечение работающих,

·        частичное содержание санаториев-профилакториев,

·        оздоровление детей и их внешкольное обслуживание, в том числе частичное содержание спортивных детско-юношеских школ.

В конце 90-х годов ХХ века взамен ранее существовавших гражданско-правовых институтов возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью работника, которые не гарантировали возмещения вреда пострадавшему в случае тяжелого финансового положения работодателя или его ликвидации (возмещение вреда здоровью возлагалась на предприятия и организации) была проведена работа по введению новой системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Был принят Федеральный Закон №125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в свою очередь в республике было принято постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30.07.1999 года №240 «О мерах по подготовке к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». С 2000 года  Фонд государственного социального страхования Республики Башкортостан приступил к выполнению функций страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Начали производиться выплаты ежемесячных и единовременных страховых выплат, стали оплачиваться дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве.

До 2001 года в 88 субъектах Российской Федерации действовала единая система работы по социальному страхованию, только в Республике Башкортостан работал собственный Фонд со своей законодательной базой, как исполнительный орган республики. С 2000 года в республике работала комиссия по приведению в соответствие законодательных, нормативных правовых актов Республики Башкортостан и Российской Федерации. В результате были сняты отдельные противоречия в нормативных документах, деятельность соответствующих структур построена по вертикали власти. Это коснулось и социального страхования -  Фонд государственного социального страхования Республики Башкортостан преобразовали в структурное подразделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Постановление об этом было принято в конце декабря 2001 года, а 11 марта 2002 года в государственных органах было зарегистрировано Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.

При преобразовании республиканского Фонда в Региональное отделение произошел переход с отраслевой (отраслевая система управления бюджетом была сохранена при создании Фонда государственного социального страхования Республики Башкортостан) на территориальную систему обслуживания населения.

В настоящий момент Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан является исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации и осуществляет оперативное управление средствами социального страхования на территории Республики Башкортостан.

В последнее десятилетие одной из основных задач социальной политики государства стала задача создания комфортных условий для инвалидов, развитие системы реабилитации и интеграции их в полноценную жизнь. В связи с этим с 2005 года на Фонд социального страхования Российской Федерации дополнительно были возложены функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями, а так же по санаторно-курортному лечению льготных категорий граждан.

С 1 января 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» началась реализация программы «Родового сертификата». Эта программа помогла выстроить экономически мотивированное непрерывное наблюдение за здоровьем матери и ребенка. Реализация программы позволила увеличить заработную плату медицинским работникам женских консультаций, роддомов и детских поликлиник. Кроме того, в медицинских учреждениях активнее стало проводиться техническое перевооружение, стало приобретается новое оборудование и инструментарий.

В 2007 году была усилена работа по всем направлениям, связанным с поддержкой материнства и детства. С 2007 года впервые материнские пособия стали получать женщины, не подлежащие обязательному социальному страхованию (после преобразования Фонда государственного социального страхования Республики Башкортостан в структурное подразделение Фонда социального страхования Российской Федерации данной категории женщин пособия перестали выплачиваться), в том числе и обучающиеся в учебных заведениях, кроме того - кардинально изменился сам принцип расчета пособий работающим матерям, а с 2008 года предусмотрена индексация их размеров в зависимости от уровня инфляции в стране. В 2007 году улучшения коснулись и реализации программы «Родовый сертификат».

Следующим этапом развития отечественного социального страхования стало принятие принципиального решения о  возврате обязательных социальных платежей (страховых выплат) во внебюджетные фонды Российской Федерации, которые приходят на смену единому социальному налогу (ЕСН), действующему с 2001 года. Принятие данного решения обусловлено стремлением государства к формированию современной, эффективно действующей социально-страховой системы, которая до настоящего момента испытывала определенные трудности. Как известно, с 2001 по 2009 годы сбор и администрирование страховых платежей осуществлялись не через механизм целевых страховых взносов, а через ЕСН. Однако эти две формы платежей имеют совершенно разную природу - налог, хоть и называется социальным, является фискальным инструментом, причем достаточно обезличенным, и не имеет корреляции с природой и сущностью обязательного социального страхования. В условиях взимания ЕСН не существовало взаимоувязки между ним и объемами социальных выплат, что в свою очередь, нарушало один из основополагающих принципов  страхования, в том числе социального - соответствие объемов страховых взносов объемам страховых выплат. Нарушение данного принципа повлекло за собой появлению дисбаланса по доходам и расходам бюджета не только Фонда социально страхования, но и остальных внебюджетных Фондов.

В связи с переходом с ЕСН на уплату страховых взносов, Фонд социального страхования становится администратором страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Соответственно за Фондом законодательно закрепляются права и обязанности аналогичные полномочиям налоговых органов (за исключением права приостановления операций по счетам плательщика в банке, права ареста имущества плательщика и права выемки документов). Контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств на выплату обязательного страхового обеспечения будет осуществляется Фондом социального страхования РФ.

Одной из важных мер по сохранению здоровья граждан в 2009 году являлись углубленные медицинские осмотры (УМО) работников, занятых во вредных или опасных условиях труда, проводимые в рамках Национального проекта «Здоровье». УМО позволяли выявить не только количество человек, нуждающихся в медицинской помощи, но и прийти к уменьшению числа случаев профессиональных заболеваний. Оплата углубленных медицинских осмотров производилась за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2009 году на эти цели было израсходовано 60,7 млн. рублей. Медицинское обследование прошли 92 тыс. человек.

Адрес:
450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сочинская, д. 15
Схема проезда

html counterсчетчик посетителей сайта

GISMETEO: Погода по г.Уфа
Телефоны Режим работы

приемная (347) 255-94-92               

факс (347) 255-95-17   

E-mail: info@ro2.fss.ru           

 

 

 





 

Пн-пт: 08.30-17.30

Перерыв: 13.00-14.00

Выходные: сб, вс

 


 

Создание сайта
ADT Web Solutions
© 2001-2018 Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан